О гарантиях автопроизводителей

В РФ нет закона, который запрещает владельцам автотранспортных средств устанавливать дополнительное оборудование, не влияющее на обеспечение безопасности дорожного движения. Возникающие проблемы с дилерами о сохранении гарантийных обязательств при установке дополнительного оборудования являются прямым нарушением "Закона о защите прав потребителей". Если при продаже автомобиля покупателю не предлагается заключить двусторонний договор (за подписью двух сторон и печатью организации-продавца), в котором указан запрет на установку допоборудования "на стороне", и покупатель добровольно не подписывает такой договор, то в случае отказа продавцом от гарантийных обязательств в силу вступает "Закон о защите прав потребителей".

Согласно п. 5 статьи 18 этого закона "При возникновении спора о причинах недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу за свой счет. Потребитель вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке" В п. 6 этой же статьи сказано, что "в отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю:"

Следовательно, продавец, при отсутствии специального договора, не имеет права снять автомобиль с гарантии только потому, что на него было установлено дополнительное оборудование, без проведения (за свой счет) экспертизы, которая бы доказала, что возникшая в автомобиле неисправность явилась последствием установки этого оборудования. Лишь в том случае, если экспертизой было доказано, что допоборудование действительно явилось причиной возникшей неисправности, потребитель (владелец автотранспортного средства) не может рассчитывать на дальнейшую гарантию и должен возместить расходы по проведению экспертизы. В этом случае резонно предположить, что виновником возникшей неисправности является изготовитель (продавец, установщик) дополнительного оборудования, и он должен нести ответственность перед потребителем.

Отмечено, что автопроизводители в инструкциях по эксплуатации автомобилей двояко относятся к этому вопросу. АвтоВАЗ, например, занимает наиболее жесткую позицию по этому вопросу, а иностранные производители более лояльны: видимо, они понимают, что при серьезном разбирательстве причин какого-либо отказа свалить вину на допоборудование будет очень проблематично. Кроме того, жесткие запреты в инструкциях не могут иметь юридической силы, если они не обоснованы и ущемляют права потребителей (есть множество прецедентов).